Корпоративное управление Карта сайта  

Системы проведения высокоточных измерений
Комплексы управления космическими аппаратами
Системы дистанционного зондирования Земли
Медицинская техника
Программное обеспечение и автоматизированные системы управления
Газовое оборудование

    Юрий Алексеев: «Cлово «конкуренция» уходит в прошлое. Актуальным термином становится сотрудничество»

Юрий Алексеев знает об украинском ракетостроении и мировой космической индустрии все. Или почти все. На днепропетровский "Южмаш" он пришел еще студентом университета. И прошел там путь от помощника мастера до генерального директора. Каждая украинская ракета в буквальном смысле слова прошла через его руки. Последние несколько лет Герой Украины Юрий Алексеев руководит Национальным космическим агентством. Он считает, что настала эра кооперации в космосе. И что космосу пора спускаться на землю…
АЛЕКСЕЕВ Юрий Сергеевич
— Что такое украинская космическая отрасль сегодня и насколько она конкурентоспособна в мире?
— Украине достался большой кусок космической отрасли Советского Союза. С момента создания Национального космического агентства (НКАУ) в 1992 году перед ним была поставлена задача сохранить весь тот потенциал, который у нас был. Мы это сделали. Сейчас можно сказать, что Украина — космическое государство. Наша продукция известна в мире. На нее есть спрос. А у отрасли, без сомнения, есть будущее.
Мы продолжаем выпускать ракеты "Зенит", участвовать в программе "Днепр", наступает переломный момент в проекте "Циклон-4", над которым мы работаем совместно с бразильцами. Надеемся, что вскоре возродятся пуски по программе "Морской старт" (Sea Launch).
Будет углубляться дальнейшее сотрудничество с Россией. Из недавнего — присоединение харьковского научно-исследовательского института радиотехнических измерений к программе ГЛОНАСС (российская спутниковая система навигации. — ред.).
Также в этом году американцы расширили заказ Украине в рамках производства ракеты-носителя "Таурус-2". Сначала речь шла о том, что украинские предприятия будут проектировать и изготавливать только топливный отсек первой ступени. Теперь Украина работает над двигательной установкой для 2-й ступени.
Это очень интересный проект, так как заказчик — американская корпорация "Орбитал сайенсиз", как известно, выиграла тендер на доставку грузов на МКС после 2010 года, когда полеты "шаттлов" должны прекратиться.
Мы стараемся согласовывать свои планы с заданиями международной системы GEOSS. Проект, название которого переводится как "Глобальная система изучения Земли", развивается на основе 10-летнего Плана реализации (с 2005-го по 2015 год), и в нем участвуют 75 стран и 51 организация.
— Украинско-бразильский проект в этом году набирает обороты. В сентябре, как известно, началось строительство наземного стартового комплекса на территории космодрома "Алкантара", откуда будут осуществляться пуски ракет нового поколения "Циклон-4". Так что процесс пошел?
— Да, активные работы по строительству стартового комплекса в Бразилии начались. В сентябре на месте будущего стартового комплекса заложили первый камень. Несколько сотен гектаров земли очищено от леса. Уже начинают копать стартовый стол (это 8 м под землей). Правда, сейчас там начался сезон дождей, и это мешает строительству. Но мы отстаем от графика, который подписывали в мае, совсем чуть-чуть. Также еще осталась проблема с финансированием. Бразилия нас опережает в этом плане. Но Украина в 2010 году свои обязательства выполняет. Все остальное будет решено.
— Когда можно ожидать первый пуск "Циклона-4"?
— Думаю, уже в 2012 году.
— Вы знаете, что есть разные мнения по поводу этого проекта. Например, кое-кто утверждает, что Бразилия заложила в уставный фонд СП лишь свою территорию, в то время как Украина строит и стартовый комплекс, и новую ракету, и что это нам не по карману…
— Этот проект является кооперацией между Бразилией и Украиной, и он выгоден обеим сторонам. Бразилия не просто заложила территорию, а вносит свои деньги в создание инфраструктуры: дорога, порт, обеспечение заправочными емкостями. Украина отвечает за создание носителей, стартового комплекса, станций управления и т. п. То есть мы готовим наземную инфраструктуру. Затраты и наши, и бразильцев — 50 на 50.
И очень важно для развития космической отрасли Украины, национального производства, что на сегодняшний день в реализации проекта принимают участие сотни предприятий страны. Заказы размещены в Харькове (на "Хартроне", в НИИ радиотехнических измерений); в Мариуполе на "Азовмаше", который изготовляет заправочные системы для Alcantara Cyclone Space и транспорт, на котором ракету должны доставить на стартовую площадку; в Днепропетровске (на "Южмаше" и в КБ "Южное") и т. д.
Нельзя сказать, что проект Украине не по карману. По карману. Просто кризис — не самое простое время для реализации таких масштабных программ. Но до сегодняшнего дня Украина выполняет свои обязательства, и это главное.
— Несколько лет подряд на пути реализации "Циклона-4" было такое неординарное препятствие, как протесты индейцев киламболо, которые не давали строить космодром…
— Нам выделили другое место, которое находится в ведении министерства обороны Бразилии. Другими словами, это территория минобороны, поэтому все вопросы с киламболами (местными жителями) уже сняты.
— Еще одна тема, которую поднимали в связи с бразильским проектом, — это конкуренция на мировом космическом рынке. Насколько я понимаю, спутников много, а ракет-носителей — единицы, и между ними жесткая конкуренция…
— Немного не так. Я бы сказал, даже наоборот. На сегодня предложение по ракетам-носителям опережает спрос на доставку спутников. Что касается конкуренции, то, на мой взгляд, сегодня в космосе наступает такой момент, когда слово "конкуренция" уходит в прошлое. Актуальным термином становится сотрудничество.
Дальнейшее развитие космонавтики и ракетостроения будет идти в области кооперации, объединения усилий. Потому что сегодня космос — это очень дорогая вещь. Современные проекты по созданию новых носителей для полетов на Луну, к Марсу, Венере являются неподъемными даже для самых развитых экономик. Обеспечение безопасности людей, долговременности проживания на космической станции — это очень сложные задачи. Взять полет к Марсу: в одну сторону лететь больше семи месяцев. Ни одной, даже самой мощной экономике это не под силу.
Поэтому сегодня все кооперируются. Есть много совместных программ, которые действуют под эгидой Европейского космического агентства (European Space Agency, ESA), российского космического агентства, американского НАСА. Своим отдельным путем идет, пожалуй, лишь один Китай. Но это сильная самодостаточная страна, которая может себе это позволить.
Украина старается присутствовать во многих проектах. И если не через ракеты-носители, то с научными идеями, оригинальными разработками. Например, один из недавних проектов — российский спутник "Коронас-Фотон", созданный для исследования солнца. Там стояли приборы, изготовленные украинскими предприятиями (в частности, харьковским университетом совместно с ОАО «АО НИИРИ») за украинские деньги.
Благодаря этому наши ученые получили информацию с прибора Step-F (телескопа электронов и протонов СТЭП-Ф), который стоял на этом аппарате. Мы в этом проекте являемся равноправным партнером. И наши ученые получили доступ ко всей информации с этого проекта.
Мы везде работаем вместе с потенциальными конкурентами. Программа "Морской старт" — Америка, Украина, Россия и Норвегия. Другая программа — "Наземный старт": Россия и Украина. Есть программа "Днепр", где работают Украина, Россия и Казахстан.
— А насколько вообще экономически эффективна космическая отрасль?
— Могу привести некоторые цифры. Вот возьмем данные за 2000-2010 годы. Фактически только 1 млрд. грн. потрачено на развитие отрасли. Это — 30% запланированного в космических программах. В то же время наши предприятия выплатили порядка 3 млрд. грн. в бюджет. Так что работа и космической отрасли, и космических предприятий очень эффективна.
Другое дело, что мы не так востребованы, как хотелось бы. И тут я сторонник, чтобы возвращать космос на землю. Национальное космическое агентство тесно работает с МинАПК и МинЧС. С Министерством аграрной политики мы сотрудничаем по макромасштабной оценке размеров площадей посевов, по определению урожайности, исследованию сельхозресурсов, лесных угодий.
С МинЧС у нас есть программы предупреждения природных катаклизмов. Например, во время летних пожаров первый вице-премьер-министр Андрей Клюев поставил нам задачу мониторинга возгораний. У нас есть методика, разработанная фирмой "Днепрокосмос" из Днепропетровска: на основе анализа тех снимков, которые поступают со спутников, по повышенной температуре, по наличию хвойного и лиственного леса можно отслеживать очаги пожаров.
— Какие достижения в ракетостроении можно считать собственно украинскими? Скажем, "Циклон-3" — это еще советская ракета-носитель, а вот "Циклон-4" — это "дитя" научной мысли периода независимости?
— Знаете, на голом месте ничего не бывает. Нельзя сказать, что "Циклон-4" — это совершенно новая ракета. В ее основе лежит разработка "Циклона" советских времен. Конечно, многое там изменено. Система управления новая (этим занимались "Хартрон" с Институтом радиотехнических измерений в Харькове), двигатель (для третьей ступени) — новый, обтекатель — новый. Сделана полностью новая оптика на заводе "Арсенал". На самом деле "собственно украинских" достижений очень много. Может, не все они видны.
— Как вы думаете, космос — это все-таки будущее человечества или несбывшаяся мечта, уже уходящая в прошлое?
— Циолковский говорил, что земля — это колыбель разума. Но нельзя вечно жить в колыбели. Конечно, космос развивается, идет вперед. И, безусловно, он направлен в будущее. Европейское космическое агентство, Китай и НАСА всерьез говорят о планах освоения Луны, о лунных электростанциях. Россия планирует запустить на Луну автоматическую космическую станцию. Америка хочет сразу к Марсу.
Украина — единственная страна в мире, имеющая космические корни, где бюджет космоса упал в связи с кризисом. Во всех остальных странах — Европе, Америке, Китае, России и даже Индии — финансирование космических программ осталось на том же уровне или было увеличено. Спасибо Николаю Яновичу Азарову, он принимает меры, чтобы все это выровнять. Сейчас можно открыто признать, что мы многое потеряли за последние 1,5 года. Но благодаря взаимопониманию с правительством и Президентом космическая отрасль имеет все шансы наверстать упущенное и выйти на новые рубежи уже в ближайшее время.
Галина Моисеева, газета "Киевский ТелеграфЪ" № 52 (554), 24-30 декабря 2010 года.
 
copyright  2001-2017
         Главная страница      Наши партнеры      Услуги      О нас      Гос закупки      Статьи  
Контакты