Корпоративне управління Карта сайту  

Системи проведення високоточних вимірювань
Комплекси автоматизованого управління космічними апаратами
Системи дистанційного зондування Землі
Медична техніка
Програмне забезпечення та автоматизовані системи управління
Газове обладнання

    Интервью Председателя ГКА Украины Юрия Алексеева журналу "Defense Express"

Ракетно-космическая отрасль Украины, невзирая на все политические и экономические перипетии, все же продолжает существовать и успешно развиваться. О текущей ситуации в отрасли Defense Express узнал у Председателя Государственного космического агентства Украины Юрия Алексеева.
Председатель ГКА Украины Юрий Алексеев
- Недавно завершился визит Президента Украины Виктора Януковича в Бразилию. В ходе визита поднимались, в том числе и вопросы сотрудничества в космической сфере. Каковы итоги этого визита для Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) и каковы перспективы дальнейшего развития сотрудничества Бразилии и Украины в рамках программы «Циклон-4»?
- Президенты Бразилии и Украины высоко оценили проект «Циклон-4». Выступая перед прессой, главы государств заявили, что этот проект является главным научно-техническим проектом между двумя странами. Они подчеркнули, что со стороны двух президентов будет осуществляться непосредственный контроль и всемерная поддержка этого проекта. Кроме того, В.Янукович заявил, что на сегодня все финансовые вопросы по «Циклон-4» решены. Это действительно так. Перед отъездом он подписал все указания о выдаче гарантий касаемо получения кредита для окончания строительства стартового комплекса. Президент также подчеркнул, что сегодня он не видит проблем в финансировании этого проекта. В ближайшее время КБ «Южное» получит все необходимые по проекту деньги. От себя хотелось бы добавить, что общаясь с послом, с представителями Администрации президента мы поняли, что этот проект является задачей номер один как для Украины, так и для Бразилии. Показательно, что в ходе первого пуска, который должен состояться в конце 2013 г., планируют принять участия президенты обеих стран.
- В СМИ сообщалось, что запуск «Циклон-4»планировалось осуществить во второй половине 2012 г. Теперь эта дата перенесена на 2013 г.?
- Все забывают о том, что Бразилия два года занималась выдачей нам лицензии по экологии. Потом были проблемы с финансированием, проблемы с местными жителями - келамболами. В 2003 г. нам выделили одну площадку. Потом мы перемещались на другую площадку. Это все как-то забывается. Сегодня окончательно подписан документ, согласно которому определено - запуск ракеты должен состояться в конце 2013 г. В следующем году на космодром Алкантара будет отправлено необходимое оборудование (тяжелые емкости, сосуды высокого давления и т.п.).
- Совсем недавно МО М.Ежель заявил, что Украина открыта для диалога по разработке РН «Циклон-5». Данный ракетоноситель существует или это плод воображения?
- Я считаю, для начала надо сделать «Циклон-4», а потом заниматься новыми разработками. РН «Циклон-5» –дальнейшая модернизация «Циклон-4», в котором улучшены энергетические характеристики, грузоподъемность и увеличено участие бразильских предприятий. К сожалению, сегодня мы очень слабо понимаем, что могут делать бразильцы. На ноябрь 2011 г. намечена встреча с руководством Космического агентства Бразилии. Вот тогда, надеюсь, мы поймем, будет ли «Циклон-5» и что он будет из себя представлять.
- РФ провела успешный запуск РН «Союз-СТ-Б» с космодрома Куру (Французская Гвиана), который находится практически на одной широте вблизи экватора с космодромом Алкантара. Не является ли РФ конкурентом Украины и Бразилии?
- Есть ниша ракет среднего класса. В этом сегменте присутствуют ракеты с грузоподъемностью 1000, 1500, 2000 кг. «Циклон-4» по грузоподъемности меньше, чем ракета «Союз-СТ-Б». Наша ракета предназначена для выведения на орбиту, где-то, 1600 кг. Россия может выводить 2000 кг. Я думаю мы будем просто друг друга дополнять на космическом рынке услуг и не будем конкурентами. Причем, я думаю, что «где убавиться, там и прибавиться». Сколько добавиться пусков на космодроме Куру настолько же убавиться на Байконуре.
- Через сколько лет могут окупиться деньги потраченные на проект «Циклон-4»?
- По нашим подсчетам окупаемость проекта «Циклон -4» порядка 13 лет.
- Следующий немаловажный проект - Taurus 2. Как на сегодня складывается ситуация вокруг этого проекта? Когда следует ожидать первый пуск? Ведь он постоянно переносится …
- Taurus-2 довольно интересная ракета. Первая ступень делается РФ и Украиной. Жидкостной двигатель НК-33, который используется в ракетоносителе, это старый задел двигателей, разработанных СНТК им. Н.Д. Кузнецова (РФ), а баки -модернизированные баки от ракеты «Зенит». КБ «Южное» и ПО «Южмаш» отвечают каждый за свой участок работы. Все, что на нас было возложено, мы со своей стороны выполнили без проблем. Есть какие-то проблемы в России. Ведь двигатели изготовлены много лет назад и были в дальнейшем законсервированы. Поэтому неизвестно, как они смогут себя проявить в дальнейшем. Другой вопрос - хватит ли тех двигателей, которые купила американская компания Aerojet у РФ в рамках программы по обслуживанию Международной космической станции (МКС). Но это не совсем наша забота. Сегодня Украина, в лице наших предприятий, выполняет все свои обязательства и, насколько я знаю, на первый квартал 2012 г. запланирован первый испытательный пуск РН Taurus 2.
- Какие дивиденды от участия в проекте Taurus-2 получит Украина в финансовом и политическом эквиваленте? Есть ли перспективы дальнейшего участия в следующих проектах компании Orbital – Taurus-2E и -H?
- Пока Украина имеет твердый контракт на пять пусков Taurus 2. Ну, а потом все зависит от того, как себя покажет КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Безусловно, то, что мы провели работу и в итоге получили довольно пристойную ракету, это хорошо. Также хорошо, что украинские предприятия имеют возможность занять своих людей непосредственной работой по специальности, могут заработать деньги и платить зарплаты. Важно также то, что сегодня наши ученые продолжают заниматься наукой. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Взяли бак от «Зенита» и поставили на Taurus-2. Ведь это не так. На «Зените» стоит единый четырехкамерный двигатель. В Taurus-2 будут стыковаться два двигателя. А это совсем другая архитектура. В Taurus-2 очень много работы сделано нашими конструкторами по стыковке двигателя НК-33 с баком от ракеты «Зенит». Мы рады, что для этих работ привлекается украинская наука. Там очень интересный бустер-клапан сделан. Впервые сделан для этой ракеты. Касаемо финансового аспекта, приведу пример. За десять лет на космическое агентство Украины было потрачено 3-3,2 млрд. грн. За этот же период все наши предприятия заплатили в бюджет налогов на общую сумму 3,5 млрд грн. Доходность Taurus-2 для украинских предприятий не исключение.
- Можно ли более детально раскрыть суть сотрудничества Украины в рамках программы по созданию РН Vega? Каков формат нашего участия? Мы партнеры, подрядчики или кто?
- Vega - это европейская ракета. Она делается под большим напором итальянского космического агентства. Следует отметить, что с итальянцами нас связывают давние отношения. Даже рассматривался вариант создания «Циклон-4» совместно с ними. Однако этого не произошло. В свое время к нам обратилась такая компания как Fiat Avia BPD. Компания занималась производством боковых твердотопливных ускорителей для РН Ariane-5. Они искали варианты, как сделать определенные работы в рамках ракеты дешево и качественно. Вот они и обратились к нам, чтобы создать четвертую ступень РН «Vega». На сегодня мы у них выступаем подрядчиками. Украинские предприятия делают комплектацию двигателя четвертой ступени. Однако это дает нам повод говорить, что мы хоть и не участники Европейского космического агентства, но мы гордимся тем, что нас итальянцы привлекли к созданию европейской ракеты. На сегодня мы провели всю отработку, что нас просили в Европе. Есть контракт на пять комплектов двигателей. Два двигателя серии уже отправлены потребителю.
- На фоне сокращения финансирования бюджетных программ в Европе не кажется ли вам, что перспективы проекта РН «Vega» весьма призрачны?
- Не видно, что государства сокращают расходы на космос. Нигде в мире, кроме Украины, в прошлом году не было сокращений бюджетов на космос. Весь мир или не меняет бюджетное финансирование или чуть увеличивает. Я не думаю, что перспективы развития весьма призрачны.
- Как на сегодня обстоят дела вокруг создание спутника связи «Либідь». Сколько потребуется ресурсов на него? Когда можно ожидать его реализацию?
- У нас стоит задача по созданию национальной системы спутниковой связи. Он должен в себя включать центр управления, центр приема информации и сам спутник. Всем этим мы сейчас плотно занимаемся. Сам же спутник будет запущен в конце 2012 г. Вопросов с финансированием нет. Нынешнее украинское правительство выдало гарантии канадской компании MDA. На сегодня спутник строиться в России в НПО прикладной механики им. Решетнева (Красноярск). Ракета для него создается в Днепропетровске. Разгонный блок «Фрегат» - в Подмосковье. «Либідь» пока один спутник, а дальше будет видно. Большой вопрос возник после того, что прошлое правительство своевременно не подтвердило точку стояния спутника 38 град. Поэтому у нас около полугода ушло на новую разборку. Сейчас точка стояния изменена и, что самое главное, без всяких экономических потерь. В следующем месяце наши специалисты поедут в РФ смотреть на предварительные результаты по созданию спутника.
- Каковы первые результаты запуска спутника дистанционного зондирования Земли ДЗЗ «Січ-2»?
- На сегодня мы заканчиваем его тестирование. У нас нет особых проблем по его работе. Получаем хорошие снимки. Это не просто спутник, там еще есть научные приборы, при помощи которых мы с НАН Украины продолжаем исследование ионосферы. После окончания его проверки далее каждый месяц будет писаться план действий, программа по использованию спутника.
- Сейчас происходит реорганизация ОПК Украины, которая подразумевает централизацию оборонных предприятий под руководством ГК «Укроборонпром». Планируется ли вхождение предприятий ГКАУ в создаваемую структуру?
- То, что сегодня находится в составе агентства, то у нас и останется. Я предполагаю, что, скорей всего, будет создан согласительный комитет или комиссия. В ее рамках, те кто участвуют в создании военной техники, будут вырабатывать единую политику, стратегию.
- Как вы оцениваете решение КМУ о внесении изменений в некоторые законы о приватизации, согласно которым ряд госпредприятий ГКАУ должны быть приватизированы?
- Это нормальный процесс. Мы предоставили свои предложения в правительство и они были приняты. Ведь надо понимать, что есть ряд предприятий, которые могут быть приватизированы. Так, например, НПП «Хартрон». Это акционерная компания, где 50% акций принадлежат государству, а остальные акции - своим акционерам. А ведь это одно из самых прибыльных и перспективных предприятий космической отрасли. При этом, мы заинтересованы в том, чтобы оговаривать условия приватизации. Ведь предприятия не должны терять направленность своей деятельности, должны вкладывать деньги в развитие и т.п. В дальнейшем это сыграет только на пользу.
- Сегодня Украина имеет потенциал для создания цифровых антенных решеток (ЦАР), которые могут производиться компанией SkyNet Ltd. Каковы перспективы создания и использования ЦАР в Евпатории?
- Мы считаем, что станции СПРН в Мукачево и в Севастополе, в таком виде как они есть сегодня не нужны. Поэтому, чтобы государство не тратило деньги на их содержание, мы сделаем новую систему, которая сможет компенсировать демонтаж этих станций и обеспечить контроль космического и воздушного пространства. Есть план через три года поставить поворотную цифровую антенную решетку в Евпатории, которая и закроет необходимый для Украины сектор. Это может быть угол 120-180 град. Конечно, в контексте совместной работы с РФ возможен обмен информацией. Недавний случай со спутником «Экспресс-АМ-4», который Россия потеряла, показал целесообразность такого сотрудничества. Ведь мы смогли найти его на третий день, сразу же после американцев.
- Будущее станций в Мукачево и Севастополя предрешено?
- По крайней мере, мы решили, что они нам не нужны. Но здесь есть человеческий и организационный факторы. В Мукачево работает несколько сотен человек. Мы хотим, что б эти люди были трудоустроены до того, как станции будут демонтированы. Есть у нас ряд предложений и от МВД, и от МЧС, как нормально использовать участки земли, где располагались станции. Вопрос стоит в том, чтобы разумно, по- государственному, к этому отнестись. Но то, что они сегодня не удовлетворяют требования - факт. Эти станции входили в единую большую систему предупреждения о ракетно-ядерном нападении и осуществляли контроль космического пространства исключительно в обозначенном им секторе. Сегодня жизнь ставит перед нами новые задачи, новые вопросы, новые решения. Поэтому мы работаем над тем, чтобы создать хорошую цифровую систему и поставить ее на опорную конструкцию, которая есть в Евпатории. В дальнейшем это позволит обеспечивать государство полезной информацией по состоянию космического пространства.
- Как вы оцениваете участие Украины в общеевропейской систем ПРО?
- Никак. Надо понять, что мы сами хотим. Мы делали очень большой анализ для американцев, касаемо системы ПРО, мишеней и т.п. КБ «Южное» даже имело контракты с Lockheed Market и Boeing по созданию мишеней. Но все это не дало никаких результатов. Это не наша епархия. Руководство страны должно принять решение и поручить космическому агентству этим заниматься. Есть вопросы, которые наши специалисты могут решать на высоком уровне, ведь самая мощная система преодоления ПРО создавалась в Украине.
- Каковы перспективы создания МФРК «Сапсан»?
- Украинская кооперация в рамках этого проекта достаточно большая. Это предприятия «Укроборонпрома» и ГКАУ. Сегодня мы в состоянии сделать «Сапсан», невзирая на те заявления, которые звучат в прессе. Если сегодня начнется финансирование, то, я думаю, к началу летных испытаний мы подойдем в 2015 г.
Беседовал Антон МИХНЕНКО, Defense Express № 12, 2011
 
copyright  2001-2021
         Головна сторінка      Наші партнери      Послуги      Про нас      Державні закупівлі      Статті  
Контакти