Корпоративное управление Карта сайта  

Системы проведения высокоточных измерений
Комплексы управления космическими аппаратами
Системы дистанционного зондирования Земли
Медицинская техника
Программное обеспечение и автоматизированные системы управления
Газовое оборудование

    C берегов Днепра - на орбиты: дела, проблемы, перспективы ракетно-космической кузницы

Зенит лета для отечественной ракетно-космической отрасли ознаменовался отрадным событием: 18 июля с 45-й площадки космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Зенит-3SLБФ», созданная ведущими украинскими госпредприятиями из Днепропетровска — конструкторским бюро «Южное» им. М. К. Янгеля и производственным объединением «Южный машиностроительный завод» им. А. М. Макарова («Южмаш», ЮМЗ). Она успешно вывела на околоземную орбиту российский космический аппарат «Спектр-Р».
Генеральный конструктор — генеральный директор КБ «Южное» Александр Дегтярев
Генеральный конструктор — генеральный директор КБ «Южное» Александр Дегтярев вскоре после возвращения с Байконура приехал по делам из Днепропетровска в Киев, где 22 июля ответил на ряд вопросов корреспондента «2000».
В ходе этого эксклюзивного интервью разговор шел не только об упомянутом пусковом событии, но и о перспективных направлениях космической деятельности, о проблемах, испытываемых создателями ракетно-космической техники. Стоит отметить, что наша беседа состоялась незадолго до приближающейся первой годовщины начала работы Александра Викторовича на посту руководителя КБ «Южное», на который он заступил 1 сентября 2010-го.
К новым горизонтам — сохраняя преемственность
— Александр Викторович, изучая историю КБ «Южное», трудно не обратить внимание на то, что за 57 лет его возглавляли всего четверо: Михаил Кузьмич Янгель (1954—1971 гг.), Владимир Федорович Уткин (1971—1991), Станислав Николаевич Конюхов (1991—2010), а с 1 сентября прошлого года приняли эстафету вы. Причем неизменно сохранялась преемственность: новым генеральным конструктором становился один из первых замов предыдущего, прошедший в КБ долгий путь профессионального совершенствования. И знающий о прошлом, настоящем и будущем предприятия больше кого бы то ни было. Какими видятся вам ближайшее будущее КБ и перспективы его развития?
— Прежде всего не могу не сказать о трех упомянутых руководителях нашего КБ: каждый из них — при всех несхожестях черт характеров и особенностях стиля управления — был неординарной личностью и внес огромный вклад в развитие ракетно-космической техники. Традиции, заложенные Михаилом Янгелем, Владимиром Уткиным, Станиславом Конюховым, стараемся сохранять и сегодня, как бы ни менялась ситуация в отечественной и мировой экономике.
В прошлом году мы завершили разработку проекта комплексного развития предприятия, сформировали целевые программы, направленные, в частности, на модернизацию технологических процессов проведения разработок, автоматизацию управления, поддержание и совершенствование экспериментальной базы КБ, внедрение передовых IT-технологий, оптимизацию структуры управления конструкторским бюро (в том числе его финансово-экономической деятельностью). Большое значение придаем также кадровой и социальной составляющим, например стабилизации и усилению кадровой политики, призванной обеспечить преемственность и поддержать у молодежи интерес к работе на нашем предприятии.
Мы уже приступили к последовательной и системной реализации намеченных планов, используя для этого ресурсы из разных источников, в первую очередь — из прибыли от коммерческих контрактов.
— Как сегодня складывается взаимодействие КБ с соседом и партнером — ПО «Южмаш»?
— Во взаимоотношениях с нашим соседом и давним традиционным соратником — ПО «ЮМЗ им. Макарова» — мы неизменно руководствуемся словами первого начальника и главного конструктора ОКБ-586 Михаила Кузьмича Янгеля, который в свое время сказал: «ОКБ — расти и развиваться как головной проектной организации на производственной базе завода. Заводу — расти и крепнуть как головному предприятию на основе и в процессе материального воплощения проектов ОКБ».
Ведь «Южное» и «Южмаш» с самого начала были и остаются единым комплексом, неразрывными звеньями в цепочке создания передовых ракетно-космических технологий и их практической реализации в серийном производстве ракетной и космической техники. И хотя КБ и завод всегда работали как два отдельных юридических лица, «Южмаш» — наш постоянный основной производственный партнер на всех этапах истории КБ.
Кстати, за рубежом зачастую воспринимают КБ «Южное» и ПО «Южмаш» как единую организацию. И в этом есть своя правда: только совместными усилиями нашего КБ и «Южмаша» может создаваться та известная далеко за пределами страны надежная и высокоэффективная продукция, которая и сегодня востребована на международном рынке ракетно-космических технологий.
Разумеется, за два десятилетия, прошедших после распада СССР и обретения Украиной независимости, весьма существенно изменились структура и портфель заказов, на которые рассчитана мощная производственная база ЮМЗ. А потому остаются актуальными вопросы об увеличении объемов космической продукции, разрабатываемой и изготавливаемой у нас в Днепропетровске, и о повышении ее конкурентоспособности. Решение этих задач должно позволить нам не только успешно выполнять наши обязательства по реализации заданий Национальной космической программы и по текущим контрактам с различными заказчиками, но и создать основу для разработки перспективных проектов, для технического перевооружения, модернизации производственной и испытательной базы. Все это будет способствовать реализации будущих космических программ нашей страны и программ международного сотрудничества с партнерами из разных государств.
Единство — залог успеха
— В последнее время, как вам наверняка известно, из разных источников поступает информация о начале подготовки к реструктуризации ПО «Южмаш» и КБ «Южное», поговаривают даже об их объединении. Как вы оцениваете такие процессы (если подобные сведения верны)?
— Действительно, эти вопросы регулярно обсуждаются на уровне Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) с привлечением обоих предприятий (пристальное внимание уделяет им и Кабмин). Что вполне естественно: и предприятия, и руководство отрасли заинтересованы в повышении эффективности нашей деятельности, поэтому мы постоянно ищем пути к совершенствованию управления и оптимизации механизмов взаимодействия.
Все это соответствует нормальной мировой практике. Многие лидеры на глобальном космическом рынке стали таковыми благодаря своевременной реструктуризации и созданию оптимальных вертикально интегрированных структур. Соответствующие меры позволяют компаниям не только сохранить, но и значительно расширить свое присутствие на рынке, в том числе благодаря повышению научно-технического и технологического уровня разработок, а также усилению конкурентоспособности продукции (обеспечиваемому сокращением нерациональных расходов). Кроме того, эта практика дает возможность расширять номенклатуру выпускаемой продукции и оптимизировать как систему управления, так и систему производства и сбыта продукции.
Но в наших условиях главное даже не в этом. Важнее всего — сформировать продуманные и взвешенные подходы к созданию единой стратегии предприятий, к постановке единых целей и определению оптимальных путей их достижения, к выработке эффективных механизмов реализации такой стратегии и текущих планов.
Украина обладает полным технологическим циклом разработки и создания ракетно-космической продукции (в мире насчитывается лишь с десяток государств, располагающих подобными возможностями). Госпредприятия «КБ «Южное» и «ПО «Южмаш» формируют костяк космического потенциала страны. И выработка единых стратегических целей сегодня для нас, безусловно, — приоритетная задача: ведь это залог осмысленного и системного развития предприятий и отрасли в целом.
Украинско-бразильское партнерство
— Как продвигается создание в КБ новой украинской ракеты-носителя (РН) «Циклон-4», предназначенной для использования с космодрома Алкантара на территории Бразилии (неподалеку от экватора), — в рамках деятельности украинско-бразильского предприятия «Алкантара Циклон Спейс»? Что из замыслов днепропетровских конструкторов «Циклона-4» уже реализовано и как проходят испытания различных систем этой ракеты?
— Разработка космического ракетного комплекса «Циклон-4», создаваемого в соответствии с соглашением между Украиной и Бразилией, вступила в решающую стадию.
Хотя, надо сказать, в ходе реализации проекта возникло немало проблем. Так, в 2010-м работы по созданию РН несколько затормозились из-за отсутствия надлежащего финансирования. Поэтому ГКАУ, нашему КБ (как разработчику), смежным предприятиям и организациям пришлось изыскивать внутренние резервы.
И мы, несмотря на трудности, смогли продолжить наземную отработку систем, узлов и агрегатов «Циклона-4». Были проведены и продолжаются испытания крупных сборок первой, второй и третьей ступеней ракеты и ее головного обтекателя. Прошли несколько огневых стендовых испытаний маршевого двигателя третьей ступени. Практически закончена автономная отработка агрегатов автоматики. Идут комплексные испытания по нескольким приборам систем управления и телеметрических измерений.
Помимо нашего КБ и ПО «Южмашзавод», в работах по «Циклону-4» участвуют харьковские «Хартрон» и корпорация «ЭлКор», киевский «Арсенал», «Киевприбор», ГП «Центральный проектный институт» Минобороны, мариупольский «Азовмаш», днепропетровский «Днепротяжмаш» и ряд других отечественных предприятий.
— Прежде (начиная со времен СССР) «наземку» — стартовые комплексы для запуска различных ракет из семейств «Циклонов» и «Зенитов» — разрабатывал давний партнер днепропетровцев — находящееся в Москве Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ). Но нынче Украине пришлось взять на себя и эту задачу. В связи с этим хотелось бы узнать, в каком сейчас состоянии разработка наземного оборудования, в первую очередь создание стартового комплекса для «Циклона-4»?
— Украина — большая страна, имеющая огромный промышленный потенциал и мощные предприятия, у которых есть немалый опыт успешного участия в ранее реализованных подобных программах.
Благодаря этому мы сформировали новую кооперацию для создания наземного оборудования под «Циклон-4», когда по ряду причин КБ вынуждено было взяться за это. И сегодня параллельно с работами по созданию РН ведется полномасштабная отработка наземного оборудования для упомянутого проекта, к которой подключены «Азовмаш», «Днепротяжмаш», Харьковский завод транспортного оборудования и другие партнеры.
Для комплексной отработки наземного оборудования сейчас строится на территории «Днепротяжмаша» так называемый сухой космодром, где пройдут совместные испытания всех основных технических узлов стартового комплекса с подвижным технологическим оборудованием.
Кроме того, нашим КБ завершен выпуск конструкторской документации на электрический макет РН «Циклон-4», с помощью которого будет проводиться совместная отработка систем ракеты и систем стартового комплекса.
Что касается непосредственно ракетного комплекса на бразильском космодроме Алкантара, то там уже пройден подготовительный этап. В частности, завершена подготовка отведенной территории, определены подрядчики, заключены контракты на изготовление наземного технологического оборудования. Начинается реальная работа по строительству на подготовленной территории.
Так что в целом сделано немало. Текущий год должен стать определяющим в реализации этого важнейшего для нашего КБ — и весьма значимого для Украины — двустороннего международного проекта.
— Когда же может состояться первый испытательный пуск украинского «Циклона-4» с бразильского космодрома Алкантара?
— Ранее предполагалось, что это произойдет в 2012-м. Однако уже упоминавшиеся мной проблемы с финансированием несколько задержали работы.
Мы рады, что ВР приняла необходимое дополнение к Бюджетному кодексу, а Кабмин дал разрешение привлечь кредитные средства под реализацию этого проекта. Сейчас завершаем работы по привлечению кредита под государственные гарантии, после чего приступим к реализации намеченного.
Вскоре собираемся откорректировать и утвердить уточненный сетевой график реализации проекта. Запланировано рассмотреть этот вопрос на ближайшем заседании Совета главных конструкторов.
Кроме того, в Бразилии, как вы, наверное, знаете, недавно состоялись президентские выборы. И нужно сказать, что со стороны нового руководства страны мы чувствуем политическую поддержку и видим, что новоизбранный глава государства сохраняет в данном вопросе курс своего предшественника.
Сменилось руководство и в Бразильском космическом агентстве (БКА), отвечающем за реализацию проекта со стороны нашего иностранного партнера. В июле нынешнего года у нас в стране побывала делегация БКА во главе с президентом агентства Марко Антонио Рауппом. В ходе визита бразильские гости посетили КБ «Южное» и ПО «Южмаш» в Днепропетровске, а также участвующие в кооперации предприятия в Мариуполе, Киеве, Харькове, — и выразили удовлетворенность объемами проведенных работ и готовой материальной части. А на завершающей встрече с руководством ГКАУ в Киеве изъявили готовность сделать все от них зависящее для ускорения реализации проекта.
Таким образом, есть предпосылки надеяться, что первые летные испытания «Циклона-4» на Алкантаре состоятся с минимальными временными сдвигами от ранее запланированных сроков.
«Наземный старт» на Байконуре функционирует нормально
— Каковы перспективы дальнейшей реализации международного проекта «Наземный старт» (Land Launch), в котором используются запускаемые с космодрома Байконур модификации ракет-носителей из семейства «Зенитов», разработанные сотрудниками «Южного» вместе с партнерами КБ?
— В рамках проекта «Наземный старт» совместная украинско-российская компания «Международные космические услуги» и российское федеральное ГП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ) производят запуски космических аппаратов — как по коммерческим проектам, так и в рамках Федеральной космической программы РФ.
К настоящему времени в ходе реализации «Наземного старта» проведены четыре запуска спутников на коммерческой основе и три — по упомянутой Федеральной программе. Совсем недавно — 18 июля — РН из семейства «Зенитов» доставила на околоземную орбиту космический аппарат «Спектр-Р»; это звено в реализации российского проекта выведения 10-метрового космического радиотелескопа на сильно вытянутую эллиптическую орбиту спутника Земли. Проект имеет целью создать — совместно с глобальной сетью наземных радиотелескопов — единую систему для получения изображений (с высоким разрешением) различных объектов Вселенной, определения их координат и угловых перемещений.
В этом году планируется провести с Байконура еще два пуска РН космического назначения из семейства «Зенитов» — со спутниками Intelsat-18 (США) и «Фобос-грунт» (Россия).
Компания «Международные космические услуги» также подписала контракт с заказчиком на запуск в конце 2012-го — начале 2013 г. израильского спутника «АМOS-4». Сейчас проводятся работы по аналитической интеграции этого космического аппарата с ракетным комплексом «Зенит-М».
Примерно на тот же период намечен и запуск первого украинского телекоммуникационного спутника «Либідь» — с помощью РН «Зенит-3SLБФ» (с космодрома Байконур).
Наряду с названными планируются еще два заказа на пуски ракет-носителей «Зенит» в рамках Федеральной космической программы РФ.
Завтрашний день «Морского старта»
— Перейдем от наземного к «Морскому старту» (Sea Launch) — международной программе, в рамках которой с плавучего космодрома — самоходной платформы «Одиссей» — в экваториальной зоне Тихого океана с помощью ракет-носителей «Зенит-3SL» выводили на околоземные орбиты космические аппараты разных стран. Как известно, уже завершен этап реструктуризации соответствующей международной компании, и она планирует в ближайшее время вернуться к проведению коммерческих пусков. Какие перспективы у этой программы?
— Начались практические работы для возобновления пусков по программе «Морской старт». Проведено годовое техобслуживание агрегатов и систем, обеспечивающих подготовку и пуск ракет «Зенит-3SL». Изготовленная «Южмашем» РН этого типа находится в базовом порту Лонг-Бич (в штате Калифорния на Тихоокеанском побережье США). Вместе с ракетой туда прибыли и два разгонных блока ДМ-SL производства российской ракетно-космической корпорации «Энергия».
Полным ходом идет подготовка к намеченному на 22 сентября запуску ракетой-носителем «Зенит-3SL» американского космического аппарата Atlantic Bird-7 с экватора в Тихом океане.
В 2012-м «Морской старт» планирует выйти на три-четыре пуска в год, а в дальнейшем предполагается довести их количество до шести.
Международный рынок пусковых услуг ждет возобновления реализации проекта «Морской старт», и мы чувствуем серьезную поддержку со стороны основных заказчиков запусков космических аппаратов с помощью пусковой системы Sea Launch.
«Січ-2»: в ожидании пуска...
— По различным организационно-техническим и финансовым причинам несколько раз переносили сроки старта конверсионной ракеты «Днепр», с помощью которой международная (российско-украинская) компания «Космотрас» должна вывести на околоземную орбиту украинский cпутник «Січ-2», предназначенный для дистанционного зондирования Земли и решения ряда научно-исследовательских задач. Как сейчас обстоит дело с этим ожидаемым пуском?
— Наше КБ совместно с «Южмашем» своевременно выполнило разработку, изготовление, наземную экспериментальную отработку и поставку на пусковую базу «Ясный» (в Оренбургской обл. РФ) космической головной части «Днепра» и сопутствующего оборудования для оснащения этой РН и космического аппарата «Січ-2».
Сейчас и ракета, и космический аппарат находятся в «Ясном». Отмечу, что с помощью «Днепра» предполагается вывести в космос не только украинский спутник «Січ-2», но и — одновременно с ним — еще шесть спутников: по два нигерийских и американских, а также итальянский и турецкий.
Этот пуск очень важен для нас еще и потому, что во время него должна проводиться отработка блока авионики — основной составляющей перспективной системы управления новой РН «Циклон-4», создаваемой в рамках украинско-бразильского проекта.
Конкретная дата пуска «Днепра» с «Ясного» должна быть определена в ближайшее время (прим.: успешный пуск РН "Днепр" с КА "Сич-2" состоялся 17 августа 2011 года).
Партнеры на разных континентах
— Что вы можете сказать об общих аспектах нынешнего состояния и перспективах развития сотрудничества между КБ «Южное» и российскими партнерами, а также компаниями и организациями из других стран?
— Для Российской Федерации — нашего стратегического партнера — сформирован пакет предложений, направленных на дальнейшее развитие совместных планов изучения и освоения космического пространства, реализуемых под руководством ГКАУ и Федерального космического агентства России («Роскосмоса»).
Как в нашей стране, так и в России разрабатываются долговременные (на 20—30 лет) программы по развитию и совершенствованию космических технологий. Мы внимательно отслеживаем такие планы партнеров, чтобы наши предложения по расширению сотрудничества были актуальными и взаимодополняющими.
Разумеется, планы на дальнюю перспективу модифицируются в процессе их реализации, а потому при поиске и выборе потенциальных совместных проектов важна гибкость, и мы понимаем и учитываем это.
На постоянной основе ведет работу и украинско-российская межгосударственная подкомиссия по вопросам сотрудничества в сфере космической промышленности, в рамках которой вырабатываются совместные планы, координируются работы по существующим проектам и обсуждаются перспективы взаимовыгодного партнерства в создании ракетно-космической техники.
География наших международных связей, конечно, не ограничивается совместными работами с российскими партнерами. Так, вместе с Национальным центром космических исследований и технологий Казахстана мы планируем наладить сотрудничество в области спутниковых технологий, включая научные приложения. Эта инициатива проявлена и осуществляется в рамках реализации плана сотрудничества между ГКАУ и Национальным космическим агентством РК. Предполагается многоплановость такого партнерства, в том числе и в создании перспективных космических средств выведения.
У нас по-прежнему много программ с партнерами из США. Среди таких проектов один из главных — создание РН «Таурус-II» совместно с американской компанией Orbital Sciences Corporation. Мы также продолжаем интенсивно работать с американскими партнерами над расширением спектра направлений сотрудничества в сфере разработки новых ракетно-космических комплексов, двигательных установок и др.
Есть у нас постоянные партнеры и в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Число заказчиков нашего КБ (по разным проектам), среди которых — компании из стран дальнего и ближнего зарубежья, превышает два десятка.
В июне КБ «Южное» участвовало в международном аэрокосмическом салоне (крупнейшем в мире) в Ле Бурже — неподалеку от Парижа. Делегация нашего КБ провела там много плановых и неплановых встреч, которые, надеемся, приведут к дальнейшему расширению сотрудничества.
Во второй половине августа мы намерены участвовать в крупном международном авиационно-космическом салоне МАКС в России — в подмосковном Жуковском (сроки проведения МАКС-2011 — с 16 по 21 августа. — Авт.). Собираемся на этой выставке провести дополнительные встречи с нашими потенциальными партнерами и закрепить ранее достигнутые договоренности.
Главная цель всех этих переговоров и заключаемых по их итогам соглашений и контрактов — обеспечить долговременную, стабильную и высокорентабельную деятельность КБ «Южное», ПО «Южмаш» и всей нашей кооперации с соответствующей загрузкой, без чего развитие космических технологий у нас в стране просто немыслимо.
— В продолжение разговора о ваших партнерах... Ходят слухи (прорываясь порой и в СМИ), что сегодня якобы обсуждается вопрос о возможной продаже ключевых предприятий украинской космической промышленности кому-то в РФ. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Я считаю эти слухи безосновательными. Хотя бы потому, что у нас есть полная убежденность: руководство нашей державы сознает значимость и необходимость сохранения национального контроля над отечественной космической отраслью, которая является для государства стратегической. Представители власти, и в первую очередь президент Янукович, неоднократно заявляли об этом.
Ведь в задачи данной отрасли входит использование ее достижений и высоких технологий для развития различных отраслей экономики и для обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, она работает и на престиж нашего государства на мировой арене, способствуя признанию его как развитого и обладающего высоким научным потенциалом, выступает локомотивом научно-технического прогресса, генератором передовых идей и новейших технологий, дает импульс к повышению интеллектуального уровня населения.
Думаю, абсолютно некорректные толки насчет «возможности продажи ведущих предприятий украинской космической отрасли кому-то в России» рождаются из-за неправильного понимания процессов укрепления украинско-российского сотрудничества в космической сфере.
«Маяки»: концепция нового семейства
— Какие веяния наметились за последнее время в реализации разрабатываемой в КБ «Южное» концепции создания новых РН «Маяк»?
— Работы по концепции «Маяков», проводимые в КБ на протяжении нескольких лет, предусматривают создание целого семейства РН «Маяк» — легкого, среднего и тяжелого классов — на основе решений, уже проверенных ранее при создании РН «Зенит» и «Циклон».
Украина ввиду своего географического положения не может, по вполне понятным причинам, обеспечивать пуски РН со своей территории. Поэтому предполагается базировать стартовые позиции для запусков «Маяков» в тех государствах, которые проявят заинтересованность в создании у себя таких ракетно-космических комплексов, имея благоприятные возможности для этого. В каждом конкретном случае будет использоваться наиболее подходящий вариант РН — исходя из национальных задач данной страны и перспектив коммерческого использования запусков. Поэтому разработку «Маяков» планируется вести в основном за счет привлечения зарубежных инвестиций.
Эти ракеты смогут применяться для выведения космических аппаратов как на низкие околоземные орбиты (в том числе солнечно-синхронные), так и на различные высокоэнергетические (переходные к геостационарным и геостационарные), а также, в перспективе — и для межпланетных полетов.
При разработке РН семейства «Маяков» мы максимально используем не только оптимальные технические решения, уже применявшиеся в «Зенитах», «Циклонах» и проверенные временем, но и проектные, конструкторские, технологические, экспериментальные и эксплуатационные заделы, имеющиеся в КБ «Южное», ПО «Южмашзавод» и на других отечественных предприятиях ракетно-космической отрасли. Такой подход призван обеспечить высокие характеристики и надежность «Маяков» при относительно низких затратах на их создание. Что, в свою очередь, — в сочетании с умеренной стоимостью работ по запуску таких РН — позволит нам достичь высокого уровня конкурентоспособности «Маяков» на международном рынке пусковых услуг.
Перспективное семейство РН «Маяк» уже сегодня вызывает интерес у наших зарубежных партнеров. В частности, идеи, закладываемые в реализацию «Маяков», используются при создании (совместно с нашими партнерами из США) упоминавшейся американской ракеты «Таурус-II». Есть у нас и другие партнеры, заинтересованные в создании различных вариантов РН «Маяк», — и мы совместно работаем над конкретизацией соответствующих планов.
Каковы шансы у «Сапсана»?
— Неоднократно (в том числе и в прессе) обсуждался вопрос о нужности и важности создания в стране — для потребностей ее Вооруженных Сил — боевого оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан». Продвигаются ли работы по этому проекту?
— Вопрос о целесообразности дальнейшей работы над созданием «Сапсана» действительно был предметом дискуссий, но в этих дебатах наконец поставлена точка. Потребность в таком ракетном комплексе уже не вызывает сомнений. На совещаниях в СНБО и у министра обороны было принято однозначное решение: работы следует продолжить. Позитивные решения по этому вопросу нашли поддержку и у Януковича, о чем президент неоднократно заявлял.
В 2009—2010-м мы завершили первый этап работ по проекту. А сейчас государственная целевая оборонная программа создания ракетного комплекса «Сапсан» находится на последней стадии ее утверждения правительством.
Мы уже развернули подготовительные работы. У нас нет сомнений в том, что в нынешнем году продолжим полномасштабную реализацию проекта этого ракетного комплекса.
Госпредприятию нужна господдержка
— Как известно, КБ «Южное» — предприятие со 100%-й государственной формой собственности, а значит, его деятельность должна финансироваться в основном из госбюджета. Однако в течение нескольких лет такое финансирование изрядно отставало от реальных потребностей КБ. Как сейчас обстоят дела с этим?
— Мировой опыт подсказывает: развитие ракетно-космической отрасли принципиально невозможно без государственной поддержки. Это в первую очередь должно выражаться в виде госзаказов на оборонные объекты и на космические системы народнохозяйственного назначения.
Конечно, за последние годы у нас накопились проблемы, решение которых требует определенной финансовой помощи (как, например, модернизация производства, совершенствование оснащенности экспериментальной базы предприятия и т. д.). Однако мы понимаем, что возможности госбюджета сегодня ограничены. К тому же на данном этапе нам особенно необходима политическая поддержка со стороны руководства страны. И надо признать, наиболее неотложные вопросы в отечественной ракетно-космической отрасли уже решаются, как это видно на примерах самых важных для нас проектов — «Циклон-4» и «Сапсан».
Мы также надеемся, что в ближайшем будущем содействие со стороны правительства Украины будет расти — как в виде госзаказов, так и в форме усиления целевой поддержки в развитии нашей экспериментальной и производственной базы (на что мы сегодня пытаемся изыскивать средства из прибыли от коммерческих контрактов).
Главное же, необходимо, чтобы для государства ракетно-космическая отрасль оставалась стратегической и приоритетной, — тогда она, как уже отмечалось, сможет способствовать развитию промышленности страны и всей отечественной экономики, а также поможет поднять имидж Украины в глазах мирового сообщества.
— Спасибо, Александр Викторович, за интересное и содержательное интервью. Желаю коллективу КБ «Южное» — лидеру ракетно-космической отрасли страны — амбициозных проектов, государственных заказов и новых перспективных разработок, которые позволят украинской космической продукции и в дальнейшем занимать одну из ведущих позиций на мировом рынке в этой сфере.
P.S. Автор выражает благодарность центру информационных связей КБ «Южное» за содействие в подготовке этого интервью для «2000».
По материалам Пресс-службы ГКА Украины
 
copyright  2001-2015
         Главная страница      Наши партнеры      Услуги      О нас      Гос закупки      Статьи  
Контакты