Корпоративное управление Карта сайта  

Системы проведения высокоточных измерений
Комплексы управления космическими аппаратами
Системы дистанционного зондирования Земли
Медицинская техника
Программное обеспечение и автоматизированные системы управления
Газовое оборудование

    Юрий Алексеев: Мы потеряли производственные мощности, людей и скорость…

Глава Государственного космического агентства Украины – о проблемах и перспективах отечественной космической отрасли.
Глава Государственного космического агентства Украины Юрий Алексеев
Украина – космическая держава. Более того – одна из ведущих космических держав мира. Этот факт может показаться странным нашим соотечественникам, привыкшим жаловаться на ситуацию в стране. Однако со времен распада Советского Союза Украина не только не выпала из «космического клуба», но и сумела занять в нем свою значительную нишу.
Что, увы, вовсе не означает, что у украинской космической отрасли нет проблем.
Виктор Янукович в ходе своего недавнего посещения харьковского предприятия «Хартрон», которое он назвал «мозговым центром ракетостроительной отрасли в Украине», подчеркнул, что аэрокосмическая отрасль, как и многие другие, требует реформирования. В частности, по словам Президента, перед страной стоит задача сделать собственный современный ракетный комплекс – «Сапсан», поскольку существующая система «Искандер» уже устарела.
Космосом в Украине занимаются сразу 38 акционерных объединений, государственных предприятий, учреждений, организаций. Объединяет их Государственное (ранее – Национальное) космическое агентство Украины, которое в ответе за космическую отрасль как таковую.
О нынешнем состоянии отрасли, ее проблемах и перспективах «Главреду» в рамках нашего проекта «20 лет Независимости» рассказал Герой Украины, председатель ГКАУ Юрий Алексеев.
Юрий Сергеевич, расскажите, как создавалось ГКАУ, с каких позиций стартовала украинская космическая отрасль, и кто стоял у ее истоков?
Леонид Кучма и Юрий Алексеев
Наше Агентство было создано указом президента Леонида Макаровича Кравчука в 1992 году. Но мы считаем, что наибольший вклад в его деятельность внес Леонид Данилович Кучма, и как премьер-министр, и как президент – соответственно, на период его президентства приходится больше всего успешных проектов.
Среди людей, которым НКАУ обязано своими успехами, – его первый руководитель Владимир Павлович Горбулин, Эдуард Иванович Кузнецов, который был в числе первых сотрудников. А также Шмаров Валерий Николаевич, Комаров Валерий Георгиевич, Негода Александр Алексеевич. Отдельно поблагодарить надо Российское космическое агентство и его руководителя Юрия Николаевича Коптева. Вся эта плеяда людей – руководители институтов, заводов и агентств, создали все то, что мы здесь имеем.
На момент развала СССР у нас был крупнейший в мире завод «Южмаш», крупнейшее в мире конструкторское бюро. Выпускали уникальнейшие ракеты – как боевые, так и космические. Они нормально использовались вплоть до последних лет, и сейчас мы на их базе разрабатываем свою технику. Так появились проекты «Морской старт» и «Наземный старт», проект «Днепр» на основании конверсионной ракеты SS-18, на которой запустили более 50 спутников.
Что было приобретено за годы независимости, а что - утеряно?
Я считаю, что в первую очередь мы потеряли производственные мощности. «Южмаш» раньше делал порядка ста ракет в год. Разных – и космических, и боевых… Сегодня у него в заказе находится максимум шесть-десять ракет. Соответственно, мы потеряли и людей, и некоторые технологические процессы. Потеряли скорость, с которой раньше создавали продукт.
С другой стороны, нельзя сказать, что мы сегодня используем исключительно наработки Советского Союза. Ну вот, например, наш первый «свой» прорыв – «Морской старт», Sea Launch. Если бы он создавался в СССР, ему бы предшествовало решение правительства о создании новой ракеты. На наш двухступенчатый «Зенит» поставили третью ступень, разгонный блок российского производства. Плюс обтекатель американского производства. То есть получили качественно новую трехступенчатую ракету. Плюс старт с морской платформы. То есть была проведена огромная научная работа в самой независимой Украине – пусть и с большим заделом Советского Союза. Нами было исследовано множество теорий, были и предложения использовать для старта гигантский сухогруз. Но все-таки, благодаря Юрию Алексеевичу Сметанину, первому заместителю главного конструктора КБ «Южное», пришли к варианту, при котором сама ракета находится на одной платформе, а безопасный командный пункт – на корабле, в пяти километрах. При этом в случае падения ракеты повреждалось не более 10-15% материальной части. Был один неприятный случай, когда ракета взорвалась на старте – так уже через девять месяцев платформа была восстановлена. Это все были наработки уже потсоветского пространства. Большую роль в подготовке этого проекта сыграло КБ «Южное», НПП «Хартрон» и другие предприятия.
Мы также здорово продвинулись в создании спутников дистанционного зондирования Земли. Построили спутник для Египта – EgyptSat: оптику сделали на заводе «Арсенал», часть деталей – на львовских предприятиях, вышло очень качественно. Опять-таки, это было сделано на научном заделе СССР, но в самом СССР такого не делали.
С какими странами мы сотрудничаем, а с какими – конкурируем?
Не будучи членами Европейского космического агентства, мы активно участвуем в европейских космических программах. Так, сегодня создается ракета легкого класса «Вега», - КБ «Южное» и Южмаш привлечены для создания двигателя для четвертой ступени. Это тоже уже разработки постсоветского периода. «Зенит» уже в новом, трехступенчатом, облике вернулся на Байконур. 20 января т.г. был запущен «Зенит» с новым разгонным блоком «Фрегат» производства НПО Лавочкина, который вывел на орбиту спутник российской разработки «Электро-Л».
В Европе для нас друзья и, одновременно, конкуренты – разве что Франция и Германия. И все. Больше мощных космических государств в Европе нет.
Мы, впрочем, настаиваем на том, что важные космические проекты затрагивают все человечество, поэтому все мы в этой отрасли скорее партнеры, чем соперники. Однако полностью от экономических противостояний куда-то деться сложно. С Германией мы, скорее, партнеры, с Францией немного конкурируем.
Сейчас решается важнейший для Украины вопрос – строительство стартового комплекса на космодроме «Алкантара» в Бразилии. Здесь будет наш стартовый комплекс для ракеты-носителя «Циклон-4» - это прекрасная машина, которая будет работать десятки лет на благо Украины и Бразилии, запуская спутники как на геостационарную, так и на более низкие орбиты. Хорошо, что удалось договориться с Бразилией о финансировании проекта 50 на 50.
Ряд предприятий, связанных с советским ОПК, после развала СССР остался не у дел – исчез госзаказ, а найти достойные рынки сбыта продукции не удалось. Как решали эту проблему предприятия украинской космической отрасли?
Мы постепенно шли к широкой международной кооперации. Вместо оборонных заказов благодаря правильной политике руководства НКАУ мы вышли на международный уровень и занялись гражданскими коммерческими проектами.
Мы с удовольствием даем возможность всем нашим предприятиям работать с иностранными фирмами. Многого достигли КБ «Южное» и его управление международных отношений. Предприятия стараются проникнуть в каждую щелочку на рынке. Была большая программа по адаптации к новым условиям. Ведь раньше мы были сверхзакрыты, вся отрасль была одним большим секретом – все-таки работали на оборону СССР. Сейчас же наоборот, ежесуточно и ежечасно ищем новых партнеров, в том числе и на Западе. Хотя сложно. Ведь как работает то самое Европейское космическое агентство? Каждый платит свой взнос и получает свое задание. Все стараются свои технологии сохранить у себя.
При этом мы постоянно сталкиваемся с нехваткой средств. Средний годовой объем госфинансирования – процентов 40 от определенного соответствующими программами. Соответственно, тормозится развитие – мы не занимаемся новыми материалами, мало занимаемся новыми технологиями. Свой аналог EgyptSat-а, уже для Украины, мы сделали на пределе возможностей. Конечно, если бы нас финансировали согласно плану, мы бы сейчас уже имели побольше. Так, у нас были планы запустить небольшой спутник, совместно с Академией наук – не вышло. У нас сохраняется замечательная наземная структура – тот же великолепный центр в Евпатории, где мы можем обслуживать дальний космос. Сегодня у нас подписан договор с Российским космическим агентством о возможном использовании этой инфраструктуры для полетов на Марс.
Наше правительство при этом, увы, не понимает, что в этой отрасли надо сначала что-то вложить, чтобы что-то приобрести. Вот за десять лет нас профинансировали, условно говоря, на 950 миллионов. А наши предприятия за этот же период уплатили в бюджет более 3,5 миллиардов в виде налогов!
Юрий Алексеев и руководитель Федерального космического агентства РФ Анатолий Перминов во время подписания «Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством РФ о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС». Киев, 17 мая 2010 г.
Юрий Алексеев и руководитель Федерального космического агентства РФ Анатолий Перминов во время подписания «Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством РФ о сотрудничестве в области использования и развития российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС». Киев, 17 мая 2010 г.
А разрекламированное освобождение от пошлин на импорт товаров для космической отрасли не помогло?
Не особо. Правительства ведь и свиней подкладывали. Например, правительство Юлии Тимошенко, отменившее налоговые льготы, в частности касательно налога на землю. Раньше я, как директор Южмаша, платил налог на землю, условно говоря, в размере 3,5 млн. гривен в год. А теперь платят порядка 25-26 миллионов гривен. Надеюсь, скоро это снова отменят… Сейчас, в кризисных условиях, мы вообще за каждую копейку боремся. По сравнению с 2008 годом, у нас финансирование в пять раз упало.
Есть еще одна проблема, актуальная для большинства отраслей, некогда связанных с советской «оборонкой»: старение кадров. Насколько она актуальна для украинской космической отрасли?
Очень актуальна! Мы ежегодно увеличиваем количество абитуриентов, обучаемых по госзаказу, только ни один из них в итоге не приходит к нам. При этом мы поломали систему подготовки мастерового состава: фактический развал системы ПТУ и техникумов привел к нехватке таких вот кадров. Ряд предприятий держится на пожилых сотрудниках, средний возраст – 56 лет. Это ненормально. С другой стороны, из-за малого финансирования не получается закупать оборудование, которое могло бы дополнительно автоматизировать и облегчить производство.
Привлекать молодых людей в нашу сферу сложно. При очень небольшом финансировании и жестких условиях налогообложения высокие зарплаты делают нашу продукцию дорогой и, соответственно, нерентабельной. Но для молодежи мы разработали ряд социальных программ. В отрасли работает совет молодых специалистов.
Если говорить о конкретных проектах – в каком состоянии сейчас находится тот же Sea Launch? А другие разработки?
На Sea Launch сейчас идет реструктуризация – если раньше ведущую роль играл Боинг, то теперь будет НКК «Энергия». Подписаны контракты на десять пусков. Плюс мы активизируем контакты с Роскосмосом – недавно был запущен российский спутник. Продолжается программа «Наземный старт» - осуществлено пять пусков «Зенита» с Байконура. Вышли на финишную прямую по проекту «Циклон-4». Завершили всю документацию, подготовили оборудование в Харькове, Мариуполе, Киеве и Днепропетровске. Будем ждать решения Президента относительно дофинансирования проекта. Фактически сейчас он у нас основной. Мы заканчиваем отработку узлов, бразильцы завершают расчистку джунглей, подводят дороги, другие работы по созданию необходимой инфраструктуры.
В скором времени может быть запущен спутник Сич-2 – он уже месяц на пусковой базе. Планируется запускать в рамках программы «Днепр». Таким образом, у Украины скоро должен появиться свой спутник дистанционного зондирования Земли с хорошими параметрами.
Относительно украинского спутника связи – правительство дало гарантии и «Укркосмос» заключил соответствующий договор с канадской компанией MДA. Будет создана наземная структура, центр управления и, надеюсь, к 2012 году мы получим полностью украинский современный спутник связи, со всеми запланированными параметрами, включая интернет-мощности.
Нельзя не упомянуть проект Таурус-2, разрабатываемый нами совместно с американцами. Они заинтересованы в том, чтобы после выхода из эксплуатации их шаттлов доставлять на МКС свои грузы. Первая ступень будет наша, вторая – американская. Мы и американская сторона очень довольны ходом этих работ.
Также заключен контракт с токийским университетом о работах над созданием наноспутника. Определенный договором срок – три года.
С чего мы начали и что сейчас имеем:
После распада Советского Союза Украина унаследовала около 27% научного, производственного и кадрового потенциала одной из ведущих космических держав мира. Украина обладает достаточным научным потенциалом для исследования космического пространства, создания ракетно-космической техники, новых высоких технологий. В стране есть мощная промышленная база для обеспечения этой деятельности. Это крупнейшие заводы («Южмаш», «Коммунар», «Киевприбор», Киевский радиозавод, Павлоградский химзавод, «Арсенал»), конструкторские бюро (КБ «Южное», АО «Хартрон»), ряд институтов. Мы обладаем необходимой для управления и приема информации с космических аппаратов наземной инфраструктурой.
В Украине производились ракеты-носители «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», было создано и запущено более 400 космических аппаратов, размещен один из крупнейших в мире радиотелескопов РТ-70, производились боевые ракетные комплексы, составлявшие основу ракетно-ядерного щита Советского Союза.
Все это обеспечивало в 90-е годы прошлого века Украине 6-7 место в мировом рейтинге космических государств и 2-е место в Европе.
В 1992 году было создано Национальное космическое агентство Украины. Цель – сохранение и преумножение потенциала, направленного на дальнейшее развитие научных исследований, создание ракетно-космической техники, участие в мировых проектах по изучению космического пространства.
В 1993 году принята 1-я национальная космическая программа.
В этот период формируется ракетно-космическая отрасль Украины. Со временем в нее вошло около 40 предприятий, организаций и учреждений. Создается Национальный центр управления космическими средствами, Институт космических исследований, Международный центр космического права.
Украина выходит на мировой рынок. Заключаются международные соглашения, договоры, контракты, создаются совместные предприятия.
Юрий Алексеев и астронавтка НАСА украинского происхождения Хайдемари Стефанишин-Пайпер во время лекции на тему «Экономические перспективы космических достижений для Украины и мира» в Киеве 31 января 2007 г.
Юрий Алексеев и астронавтка НАСА украинского происхождения Хайдемари Стефанишин-Пайпер во время лекции на тему «Экономические перспективы космических достижений для Украины и мира» в Киеве 31 января 2007 г.
Реализация последующих космических программ дала следующие результаты:
- запущен отечественный спутник «Сич-1» - впервые под юрисдикцией Украины.
- подготовлен и осуществлен полет украинского космонавта-исследователя Леонида Каденюка на космическом корабле «Колумбия»;
- начата эксплуатация модернизированных ракет «Зенит-3SL»в проекте «Морской старт», «Зенит-3SLB» в проекте «Наземный старт», «Днепр» в проекте конверсии боевых ракетных комплексов СС-18;
- создан и запущен по заказу Египта спутник Д33 «EgyptSat-1»;
- начато строительство стартового комплекса для ракеты-носителя Циклон-4 на бразильском космодроме «Алкантара»;
- заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими космическими агентствами мира и организациями из 20 стран.
За 20 лет независимости на международном рынке пусковых услуг Украина стабильно занимает 3-5 место, обеспечивая ежегодно 9-11% космических пусков. Всего с 1991 года было совершено 123 пуска ракет-носителей украинского производства с 4-х космодромов мира и выведено на орбиту 234 космических аппарата по заказу 18 стран.
Украина всегда славилась производством надежных ракет-носителей, космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, систем управления для ракет-носителей, в том числе и производства РФ (РН «Союз» и РН «Протон»), стыковочных узлов «Курс» для обеспечения стыковки космических кораблей с космическими станциями, в том числе и ныне действующей МКС.
В настоящее время разрабатывается стратегия развития космической деятельности Украины до 2032 года.
Ближайшие проекты, находящиеся в стадии реализации: - создание стартового комплекса для новой РН «Циклон-4» на бразильском космодроме «Алкантара»;
- создание совместно с США ракеты-носителя «Таурус-2»;
- участие в создании европейского носителя «Вега»;
- запуск спутника дистанционного зондирования Земли «Сич-2»;
- создание спутника связи «Лыбидь»;
- работа над наноспутником (совместно с Японией);
- полет украинского космонавта-исследователя на МКС.
glavred.info
 
copyright  2001-2015
         Главная страница      Наши партнеры      Услуги      О нас      Гос закупки      Статьи  
Контакты