Корпоративное управление Карта сайта  

Системы проведения высокоточных измерений
Комплексы управления космическими аппаратами
Системы дистанционного зондирования Земли
Медицинская техника
Программное обеспечение и автоматизированные системы управления
Газовое оборудование

    Вместо GPS-навигаторов могут прийти громоздкие и дорогие мультидиапазонные ГЛОНАСС-приёмники

Украина вместе с Россией будет развивать навигационную систему ГЛОНАСС. На смену дешёвым и компактным GPS-навигаторам могут прийти громоздкие и дорогие мультидиапазонные приёмники.
Киевлянин Сергей Тараканков по выходным занимается раскопками исчезнувших сёл. Всё, что ему для этого требуется, – лопата, металлоискатель, полноприводная «Нива» и GPS-навигатор. «Нахожу в интернете отсканированные трёхвёрстки семнадцатого века, в фотошопе накладываю их на спутниковые карты, заливаю в навигатор и еду на место исчезнувшей корчмы либо церквушки», – рассказывает Сергей. Точностью своего GPS-навигатора он доволен: устройство определяет координаты с погрешностью в пределах метра, а то и меньше. В покупке ГЛОНАСС-навигатора, принимающего сигналы российских спутников, нет смысла: его заявленная погрешность 10 метров, но на деле – значительно больше. Тем не менее Украина и Россия недавно договорились о сотрудничестве в использовании этой системы, а это может означать, что скоро украинцам придётся заменить привычные GPS-навигаторы на новые устройства.
Дорого и сердито
Системы навигации GPS и ГЛОНАСС
Создание глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) началось ещё при Союзе. Чтобы работать не хуже GPS, система нуждается в группировке из 24 спутников. Сейчас их 23 (работает только 21), но российское правительство уже продвигает систему в массы. Ещё в 2007 г. министр обороны РФ Сергей Иванов предложил Путину «начать разработку проекта указа, где государственные потребители будут просто обязываться устанавливать приёмную аппаратуру ГЛОНАСС/GPS». Путин в ответ рекомендовал рассчитывать на «экономический патриотизм потребителей». Правда, «экономических патриотов» не нашлось, и руководство РФ начало проталкивать разработку на рынок. «Наши партнёры в России уже больше года продают ГЛОНАСС. Там всем, особенно госучреждениям, сверху насильно навязывают эти приёмники. Но частный клиент его не покупает», – рассказывает генеральный директор украинской компании «Саттранс Навигатор» Вадим Политов. Клиент не покупает по очевидным причинам: ГЛОНАСС-навигатор в несколько раз больше GPS-устройства, а существующей группировки российских спутников недостаточно для точного определения координат, при этом многие из сателлитов, запущенных Россией в последние годы, уже успели выйти из строя. «До нормальной работы системы – минимум год», – прикидывает Политов.
На таком фоне цена российского спутникового модуля для навигатора выглядит просто абсурдной: $135 за ГЛОНАСС при $15–20 за GPS. Чтобы выйти на конкурентоспособную стоимость, необходимо массовое производство и соответствующий спрос. Пока его нет, Россия собирается выравнивать цены за счёт удорожания GPS-приёмников: до конца 2010 г. там намерены ввести ограничительную пошлину на ввоз автомобильных навигаторов, принимающих только сигнал GPS.
Украинцы могли бы игнорировать эти новости, если бы 17 мая Национальное космическое агентство не подписало договор о развитии ГЛОНАСС.
Смена ориентации
Согласно этому договору украинско-российское сотрудничество по ГЛОНАСС – это совместное производство навигационных приёмников и создание украинской наземной инфраструктуры, которая обеспечит использование системы. Кооперация в производстве уже существует: ещё три года назад глава Минобороны РФ на Новый год подарил Владимиру Путину мультидиапазонный навигатор GLOSPACE SGK-70 с начинкой украинского производства. Главная же составляющая участия Украины в развитии ГЛОНАСС – это предоставление рынка сбыта. Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев уже заявил, что потребность страны в пользовательских устройствах системы ГЛОНАСС составляет до 100 тыс. единиц в год. Они, по заявлению чиновника, нужны транспорту, агропромышленному комплексу, в недро- и землепользовании, а также в сфере туризма. Поскольку в действительности спрос этот не очевиден, вполне вероятно, что продвигать ГЛОНАСС-навигаторы в Украине будут теми же методами, что и в России, то есть насильно. «В Украине в принудительном порядке могут сбывать ГЛОНАСС-навигаторы военным, железнодорожникам, транспорту, МЧС», – полагает Вадим Политов.
Принцип работы спутниковой навигации
Навигаторы украинско-российского производства одновременно принимают сигнал как российских, так и американских спутников, поэтому их принято считать особенно точными. Но Вадим Политов в этом сомневается: «На точность сильно влияет качество сборки. У азиатских производителей GPS-навигаторов большой опыт, точность приёмников шикарная. Навигаторы, которые собирают в Ижевске, едва ли смогут с ними конкурировать».
Но несмотря ни на что, затею с развитием ГЛОНАСС не оставят: для российского руководства создание собственной навигационной системы имеет принципиальное значение. После войны в Грузии главу Минобороны РФ Сергея Иванова обвиняли в том, что 58-я армия сражалась вслепую: из-за отсутствия ГЛОНАСС военные координировали огонь с помощью GPS, но США, как утверждает российская пресса, давала сбой спутникового сигнала в Южной Осетии – метров на 300.
Евгений Сафонов, Focus.ua.
 
copyright  2001-2015
         Главная страница      Наши партнеры      Услуги      О нас      Гос закупки      Статьи  
Контакты